Максимова Наталья Александровна - UNREGISTERED VERSION

Перейти к содержимому

Главное меню

Флористика

Методическая копилка > Методические пособия

Флористика
Методическое пособие

                                                                                      Природа не для всех очей
                                                                                      Покров свой тайный  подымает:
                                                                                      Мы все равно читаем в ней
                                                                                      Но кто, читая, понимает?

Природа создала яркие растения удивительной формы и раскрасила их всеми цветами своей богатой палитры. Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы. Искусство создания оригинальных  поделок и картин из природного материала сейчас все чаще называют загадочным словом «флористика».
Флора в древнегреческой мифологии – богиня цветов и весны. Флористы – художники, использующие для своих картин вместо красок листья и лепестки цветов, мох, солому, кору деревьев, пух растений и любой другой отживший растительный материал.
В Японии элементы флоры давно использовались в создании некоторых картин. В России в конце 1950-х гг. Зинаида Алексеевна Мамонтова собирала и засушивала гербарии для школ. После долгих экспериментов она научилась засушивать растения таким образом, что они длительное время не теряли своей натуральной окраски. Из засушенных растений она начала создавать художественные композиции. Так родилось искусство, которое получило название «флоризм». Выставки флористов привлекали много зрителей из разных городов и стран, и это искусство стало распространяться по всему миру).


Природные материалы для творчества

Флорист без заготовленных материалов  – что художник без красок.
Растительный природный материал для творчества разнообразен: листья, цветы, ветки, мох, пух растений, корни, плоды, береста, соломка, лишайники, древесные грибы.
Ценным материалом к аппликационным работам из природного материала являются: семена деревьев, овощей, например, семена клена или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать уши для зайца, крылья для стрекозы, плавники для рыб, «необычные» цветы и т.д. они имеют красивую внешнюю форму, что позволяют использовать их для оригинальных поделок.
Сбор семян осуществляется осенью, но семена должны быть не скрученными, иметь цвет и форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Их аккуратно складывают в коробку. Срок хранения сухих семян не ограничен.
Листья. Богатейшую палитру красок дадут сухие листья деревьев, кустарников и цветов. Сбор их можно вести круглый год, но особенно хорошо делать это осенью в яркий солнечный день.
Цветы. Для объемных работ и плоскостных композиций подойдут самые разнообразные цветы: полевые, луговые, садовые. Они приобретут вторую жизнь в панно и картинах.
Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки, усиков бабочки и т.д.
Хвою используют: еловую, сосновую, пихтовую. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зеленую хвою. В работе с хвоей следует учитывать её особенность - иголки хвои колючие, хранить её необходимо в коробочке, банке.
Орехи. При изготовлении поделок их орехов можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные, кедровые, фисташки. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.
Желуди. Плоды дуба - желуди - бывают разной формы и величины. Желуди созревают осенью, в сентябре-октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки, на которых они держаться. Плюски - очень хороший материал в дополнении к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления поделок желательно использовать свежие жёлуди, т. к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Этот материал, в отличие от каштанов, широко распространен почти по всей территории нашей страны. Сбор и хранение его не представляет трудности. Соединение желудей не трудное. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.
Семена. Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких как зырянка, настурция, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза животным или человека, изготовить цветы.
Кор
ни. Корни можно использовать для создания коллажей, композиций. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у обучающихся.
Береста. Бересту срезают с упавших деревьев, лучше еще сырую, большими пластами. Небольшие пластинки тоже пойдут в работу. Собранную бересту укладывают между двумя плоскостями, перекладывая бумагой, и хранят под гнетом. Вся береста хороша и фактурная, и более гладкая.
Соломка. Как поделочный материал солому используют давно. Солома - это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Используют солому ржи, пшеницы, овса, ячменя, дикорастущих растений - мятлика, тимофеевня.
Заготовку соломы производят после созревания растения, когда она приобретает золотистый цвет. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стели у нее поломаны или смяты. Лучше использовать свежую ровную, не смятую комбайном, неподгнившую солому. Собирают солому вручную на обочине полей или пришкольном участке.
Для работы солому необходимо подготовить из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5-2 часа в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.
Пух. Иногда для выполнения зимних пейзажей или стилизованных изображений животных применяют хлопок или тополиный пух. Можно использовать так же пух иван-чая, чертополоха и др. Тополиный пух, собранный в июне после цветения тополя, необходимо очистить от всевозможных вкраплений и частичек почек. Поэтому лучше срывать зеленые и еще не распустившиеся сережки прямо с дерева. Затем из каждой коробочки пинцетом выбрать пух, сложить его в бумажный пакет и положить на солнце просушить. После этого он готов к работе. Пух иван-чая и чертополоха собирают в августе и хранят в пакетах в сухом месте.


Заготовка природного материала

Организуя работу с природным материалом, в первую очередь необходимо заготовить достаточное количество разнообразного природного материала.
Сбор природного материала можно проводить вместе с обучающимися во время экскурсий в природу. На экскурсиях необходимо напоминать детям о правилах поведения в природе (приложение 1), правилах сбора материала (приложение 2), растениях занесенных в Красную книгу (приложение 3), о том, что они должны бережно относиться к природе - оберегать цветы, кустарники, любое другое растение от бессмысленного уничтожения.
Собранный природный материал необходимо рассортировать, очистить от мусора если это необходимо, т.е. подготовить для засушивания.
Сушка природного материала – самый распространённый и простой способ обработки растений, которые предназначены для составления разнообразных флористических композиций, аппликаций (таблица 2).


Создание букетов  и  композиций  из живых растений

Искусство составления и подношения букетов имеет свою историю. Букеты цветов впервые появились в ХVIII в. во Франции. Слово "букет" - французского происхождения, в буквальном переводе означает "красиво собранная группа цветов".

Волшебное обаяние цветов на протяжении тысячелетий притягивало людей, заставляя учиться искусству цветоводства и составления разных букетов, композиций, чтобы приблизить это "цветочное чудо" к себе.
Работы по созданию букетов и композиций из цветов расширяют представления обучающихся об окружающем мире, способствуют запоминанию различных красок и оттенков, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы. Развивают эстетический и художественный вкус. На занятиях по изготовлению цветочных композиций обучающиеся знакомятся с историей и видами букета, (приложение 4), полезными советами по подготовке растений для цветочной композиции (приложение 5), узнают секреты аранжировки.
Секреты аранжировки

Каждый цветок, даже самый скромный, обладает красотой, и все же охапка цветов – еще не композиция и не букет. Выстраивание в гармоничный ряд разрозненных цветов, растений, элементов называют искусством аранжировки.
При создании букетов и композиций чаще всего следуют двум основным стилям:
• природному, или растительному, при котором подчеркивается естественное состояние растений и направление их роста;
• декоративному, при котором меньше обращается внимания на естественные свойства растений, а больше на линию, форму, контуры.
В аранжировке должны соблюдаться ритм и равновесие цвета. Например, если надо составить композицию из однородных растений, необходимо придать цветам ритмическое расположение. Допустим, это розы переходных тонов окраски – от белого через розовый к красному. Тогда надо разместить их, чередуя от самого светлого тона до самого темного, а не допускать скопления всего темного фона в одном месте композиции, а всего светлого – в другом.
Следует помнить, что цветы в букетах должны сочетаться не только по окраске, но и по форме. Букеты, собранные из растений различных форм, окрасок и сортов, наиболее сложны: их составление требует хорошего вкуса и определенных навыков. Неплохо смотрятся сочетания растений, принадлежащих к одной природной группе, и, напротив, нелепо будут выглядеть, например, букет из колокольчиков, украшенный пальмовыми листьями, орхидеи в сочетании с ромашками, розы с васильками и т.п.
Размеры и формы букетов определяются их назначением. Они могут быть вертикальными, асимметричными или круглыми, односторонними или многосторонними. В вертикальных букетах и композициях цветы и растения располагаются на разной высоте и равномерно вдоль вертикальной оси. В асимметричных букетах они также размещаются на разной высоте, а, кроме того, могут иметь и различные направления. Например, один цветок располагается вертикально, а другие имеют наклон в ту или иную сторону. В круглых букетах все цветы имеют одинаковую высоту. Для них используют растения с плоскими соцветиями – астры, ромашки, георгины, герберы, розы. Односторонний букет имеет такое композиционное построение, при котором выделяются фон букета и его передний план. Его надо смотреть с определенной стороны. В многостороннем же растения располагаются так, что композиция просматривается с любой стороны.
Если букет предназначен для напольной вазы, лучше выбирать вертикальное построение композиции из крупных высоких цветов, например гладиолусов. Круглым традиционно делают букет невесты. Ассиметричные букеты хороши в сочетании с оригинальной вазой, кашпо, или на низком, почти плоском поддоне. Их обычно собирают на специальную флористическую губку. Букет делают односторонним, если он будет стоять, обращенный одной своей частью к стене. Такой букет также хорош, если он предназначен для торжественного вручения на сцене, где чествуемый должен долго держать его в руках.
Приступая к созданию букета, надо определить пространственный объем будущей композиции по вертикали и горизонтали. Его можно наметить с помощью декоративной зелени, ветвей, кустарников. Затем необходимо сформировать зрительный центр композиции, используя базовый растительный материал, - упоминавшиеся выше цветы-«солисты». После этого пространство между цветами следует закрыть мелким заполняющим материалом – симметрично или ассиметрично, под любым углом расположения, в разных зрительных плоскостях, сообразно вашему вкусу и фантазии.
Особую выразительность различным видам аранжировки придают четкие, хорошо очерченные линии. Они создаются цветами, стеблями растений, изогнутыми ветками и другим аранжировочным материалом. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными.
Горизонталь составляет основание букета. Преобладание таких линий эмоционально воспринимается как ощущение спокойствия, устойчивости. Обычно горизонтальная плоскость создается крупными цветами плоской, округлой формы. Это герберы, астры, циннии, георгины и т.д.
Вертикальные линии букета создают ощущение торжественности. Они формируются из растений с колосообразным расположением соцветий, собранных на прямом и прочном стебле. К ним относятся гладиолусы, ирисы, дельфиниумы и др. Их соцветия располагают в верхней части букета, при этом стебли не должны перекрещиваться между собой и со стеблями других растений.
В диагональном направлении можно располагать как прямые, так и изогнутые растения. Эти линии придают динамичность и репрессию. Оригинально смотрятся композиции, направленные в одну сторону, как будто под воздействием ветра. Красивые диагональные линии придают композиции листья сансевьеры, соцветия тростника, рогоза, ситника болотного.
Извилистые линии придают композиции легкость и оригинальность. Для их создания используют красиво изогнутые засушенные ветви.
Кроме перечисленных основных направлений, можно найти и линии других очертаний: волнистые, круглые, ниспадающие.
Очень важно при составлении букета не переборщить с зеленью. Листва должна лишь создавать фон для бутонов, оттенять нежные цвета лепестков, но ни в коем случае не доминировать и не подавлять. Используемые с декоративной целью колоски злаков должны возвышаться над бутонами, тогда как вьющиеся растения, наоборот, помещают у основания композиции.
Букет смотрится особенно интересно, если в его составе присутствуют цветы, находящиеся на различных стадиях роспуска. Туго свернутые бутоны в такой композиции органично соседствуют с едва наметившимся завязями и совершенно распустившимися пушистыми соцветиями.
Букет смотрится естественно и приятно, если в нем сочетаются растения различной длины. Кроме того, цветы в букете должны выглядеть расположенными свободно, а не плотно сбитыми в общую кучу. Естественность – вот залог гармоничного и привлекательного внешнего вида любой композиции из живых цветов.
В композиции выделяются цветы-«солисты» и фоновые цветы и растения. Чтобы букет был изящным, не стоит перегружать его солирующими соцветиями. Кроме того, они должны именно солировать – лучше не сочетать два или несколько одинаково крупных и интенсивных  по окраске видов в одном букете. Согласитесь, что кричаще будет выглядеть, например, сочетание роз с георгинами или пионами. Каждый из этих цветов имеет слишком яркую индивидуальность.
Половина успеха зависит от выбора цветовой гаммы композиции. Поэтому необходимо знать, что красный, синий и желтый - цвета основные, а остальные их дополняют.
Теплые цвета - это красный, желтый и оранжевый - цвета, "возбуждающие", они оживляют композицию. А зеленый, синий, фиолетовый наоборот - холодные, успокаивающие. Яркие, теплые или светлые тона обычно доминируют в аранжировке. Цвета темные и холодные отступают на второй план.
Выбрав для крупной композиции основные цветы синие или фиолетовые, следует ожидать того, что издали их просто не увидят, они потеряются. Хорошим вариантом будет расположить в центре композиции яркие цветы и окружить их цветами более приглушенными, пастельных оттенков.
Помните и о том, что пестрый сосуд или ваза  всегда будут оттягивать внимание от самих цветов. Белый цвет обладает теми же свойствами. Поэтому, выполняя композицию в белой вазе, обязательно используйте в ней белые цветы.
В подарочном букете должно быть нечетное число цветов, можно дарить и один цветок. Полевые, лесные, луговые цветы хороши в букете, но неуместны на торжественном приеме. В этом случае нужны гвоздики, розы, орхидеи, гладиолусы. Бумагу, в которую был завернут букет, снимают перед его вручением, можно оставить лишь целлофан.
Язык цветов в наши дни почти забыт, мода на него прошла, но цветочная символика живет во многих странах до сих пор. В Японии, например, это искусство называется "ханакотоба", вместе с цветами можно "прислать" или тонкий намек на желания или, даже, откровенное признание в любви. Порой даже не все японцы хорошо знакомы с ханакотоба, но тем не менее, производители поздравительных открыток применяют значения цветов всегда правильно. На языке цветов "разговаривают" во многих японских кино- и мультифильмах.
В каждой стране есть среди цветов свои любимцы, которые даже вошли в гербы своих стран. В гербе Франции изображены лилии (три скрещенные лилии олицетворяют сострадание, правосудие и милосердие), Японии - хризантема с 16-ю лепестками.

Создание коллажей из живых, засушенных
и  искусственных растений


Флористический коллаж – молодое и модное направление флористики. Техника коллажа (от фр.collage - наклеивание) даёт широкий простор для детского творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей и т.д. На живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету, форме и фактуре.

Картины, созданные с помощью засушенных растений, порой напоминают гербарий, однако более сложные работы, выполненные с соблюдением правил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведения искусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нём материалом по определённым законам. Насколько удачным получился фон, настолько удачным будет и коллаж в целом. А законченность композиции придают различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки тканей и т.д. Создавать картины растениями, цветами и листьями - интереснейшее занятие.
Для создания коллажей, необходимы материалы для композиций, материалы для основы и фона, а так же инструменты.

Материалы для композиций

Главную роль в коллаже выполняют засушенные растения и природные материалы: цветки, листья, фрукты, овощи, злаки, ветви, стебли, кора деревьев, шишки, плоды и коробочки растений, кокосовое волокно, рафия, сизаль, мох, грибы. Можно так же использовать материалы нерастительного происхождения: перья, бисер, пуговицы, флористическую бумагу, фигурки насекомых, птиц и животных, декоративный песок и гравий, ракушки, кораллы, морские звёзды.

Материалы для основы и фона


Материалов, которые можно использовать для основы и фона, немало. Материалы во многом определяют, каким будет флористический коллаж. Картон, бумага, оргалит, ткань, холст, кожа и её заменители, металл, стекло – все эти материалы можно использовать в качестве основы для составления флористических композиций. Кожу, её заменители, ткань или бумагу сначала приклеивают к более прочным оргалиту или картону, а затем приступают к созданию фона. Для создания фона коллажей используют акриловые, масляные, акварельные краски, гуашь, пастель, флористические спреи. Для создания сложного, объёмного фона используют шпатлёвку строительную акриловую, сухую строительную смесь и гипс (коллаж в технике «Терра»). При помощи воска делают и фон, и выразительные детали для коллажа. Флористическая упаковочная бумага и ткань может послужить как прекрасным фоном для коллажа, так и интересным декоративным элементом в композиции.
Основные стили коллажей
При всём многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля:
1. Пейзажный
2. Вегетативный
3. Декоративный
4. Формо-линейный
В каждом стиле – свои средства художественной выразительности, свои приёмы и особенности.


Пейзажный стиль. В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т.п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т.п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья.

Вегетативный стиль. Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают на изображения жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон – небо с облаками – наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метёлками необычайно радующее, весёлое соцветие укропа, похожее на лёгкий зонтик, - это, скорее всего, пейзаж.
А если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж. Правда, следует признать, что граница между этими двумя стилями бывает довольно условной


Декоративный стиль. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное – оригинальная идея. А воплощают её при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, стареется отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.
Формо-линейный стиль. Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры – круг, ромб, квадрат, треугольник и т.д., а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.
Коллажи бывают объемные и плоские.
Объёмный коллаж напоминает барельеф. Для создания объёмного коллажа используется материал, который нельзя сплющить или распластать (коряжки, раковины, сухие плоды, искусственные цветы и др.). Обычно объёмный коллаж не покрывают стеклом, а материал может даже выступать за пределы рамки.
Плоский коллаж помещают под стекло, как картину.

Техника создания коллажей.

1. Подумайте о теме своей работы. Тема – это то, что хотел сказать художник.
2. Подберите наиболее подходящий стиль для коллажа.
3. Сделайте эскиз: это может быть и просто набросок в масштабе, и разработка в формате будущего коллажа. Эскиз наглядно покажет, где будут находиться все элементы композиции.
4. Определитесь с фоном для коллажа и подготовьте соответствующие материалы для него.
5. Подберите необходимый флористический и декоративный материал.
6. Наклеивайте материал на готовый фон заранее приготовленным клеем или хорошо разогретым пистолетом. Хрупкий материал оставьте для наклеивания в последнюю очередь.
7. Готовый коллаж оформите в паспарту и раму. Коллаж, паспарту и рама должны идеально сочетаться.


Назад к содержимому | Назад к главному меню